Дополнительная общеразвивающая программа клуба «Эрудит» имеет общеинтеллектуальную направленность и направлена на развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков у обучающихся.
Курс клуба «Эрудит» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для обучающихся в возрасте от 10 до 12 лет.
Программа адаптирована и построена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, чтобы каждый имел возможность проявить свои сильные стороны, включая творческие способности. Занятия в клубе позволяют сформировать у обучающихся не только индивидуальные учебные навыки, но и навыки работы в коллективе, микрогруппах. Задача педагога состоит в том, чтобы вооружить обучающихся знаниями, навыками умением добывать эти знания, умением инициативно сотрудничать с другими.
Отличительные особенности программы
Программа клуба «Эрудит» предназначена для обучающихся 5-6 классов. Клуб «Эрудит» – это курс, обучающий решать логические задачи, сознательно использовать основные мыслительные операции: сравнивать и находить закономерности, классифицировать, давать определения, использовать алгоритм, строить умозаключения, рассуждать и делать выводы.
Формы занятий:
• по количеству обучающихся, участвующих в занятии: коллективная, групповая;
• по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, интеллектуальная и деловая игра;
• по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
Формы проведения занятий: интеллектуальные игры, занятие - соревнование, беседа- диалог, практические работы, словотворчество, тренинг, решение логически задач.
Цель программы – развитие творческих способностей, логического мышления и расширение общего кругозора обучающихся в процессе решения практических задач, вопросов, заданий творческого характера, реализации проектов, участия во внеклассных мероприятиях. Программа клуба «Эрудит» разработана с целью создания условий для формирования интеллектуально развитой личности, готовой саморазвиваться и самосовершенствоваться, для расширения и углубления знаний по русскому языку, литературе.
Задачи:
- Обучающие:
- формирование устойчивой положительной мотивации к интеллектуальной деятельности;
- создание оптимальных условий для самореализации личности на основе дифференцированного подхода посредством включения в активную социально - досуговую деятельность для развития творческих и познавательных способностей;
- формирование общеинтеллектуальных умений на материале, дополняющем школьную программу;
- обучение активному использованию знаний и навыков, получаемых в школе, в нестандартных ситуациях;
- обучение навыкам саморегуляции и самоконтроля своей психофизической деятельности;
- закрепление и углубление знаний обучающихся по русскому языку, литературе;
- создание условий для развития у обучающихся познавательных интересов, формирование стремления обучающегося к размышлению и поиску;
- обучение приемам поисковой и творческой деятельности.
- Воспитательные:
- воспитание коммуникативной культуры обучающихся;
- выявление и поддержка одаренных обучающихся;
- воспитывать настойчивость, целеустремленность, находчивость, внимательность, уверенность, волю, трудолюбие, коллективизм.
- Развивающие:
- развитие потребности в самосовершенствовании, с акцентом внимания на речевой культуре, аналитических способностях, логическом мышлении;
- развитие и совершенствование психологических качеств личности обучающихся: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний;
- развитие устной и письменной связной речи обучающихся;
- развитие индивидуальных способностей обучающихся;
- развитие коммуникативных и регулятивных компетенций на основе коллективного общения и реализации совместных проектов;
- развитие интереса к познавательной деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Требования к уровню подготовки обучающихся
Личностными результатами изучения данного клуба являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
действие в соответствии с этическими нормами поведения;
формирование активной жизненной позиции.
Метапредметные
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Познавательные:
- знание основных видов логических задач и способов их решения;
- умение выявлять закономерности, проводить сравнение, аналогию, классификацию, сравнение и обобщение;
- познание основ реализации проектно-исследовательской деятельности.
Регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться давать оценку собственной деятельности и работе других.
Коммуникативные:
- донести свою позицию до других, оформив мысль в устной и письменной форме;
- слушать и понимать собеседника;
- договариваться о правилах коммуникации и поведения, следовать им;
- учиться выполнять определённую роль в группе единомышленников;