
Как только ребенок достигает шестилетнего возраста, мамы и папы начинают мучиться вопросом, готов ли наш ребенок к обучению в школе, можно ли отдать шестилетнего малыша во взрослую школьную жизнь или стоит оставить ребенка еще на год в детском саду?
Чтобы ребенок мог без особых проблем учиться в школе, он должен обладать определенными интеллектуальными, эмоциональными и социальными навыками.
В интеллектуальной сфере это умение управлять своими действиями и регулировать их, выделять существенные признаки предметов и устанавливать причинно-следственные связи между ними. У него должна быть развита мелкая моторика и двигательная координация.
В эмоциональной сфере это прежде всего умение управлять своими эмоциями, и желание учиться.
В социальной сфере это потребность и умение общаться с детьми, умение подчиняться определенным правилам.
Мы предлагаем вам специальные тесты, с помощью которых вы не только сможете определить готовность ребенка к школе, но и выявить проблемы, на которые надо будет обратить внимание при дальнейшей подготовке к школе.
При проведении тестов придерживайтесь следующих рекомендаций:
-
проводите тесты когда ребенок спокоен и расположен к занятиям,
-
не показывайте ребенку что вы его оцениваете,
-
ни в коем случае не ругайте его за неверные ответы,
-
не заучивайте с малышом правильные ответы, а старайтесь все объяснить
Ну а теперь сами тесты на готовность ребенка к школе:
Познавательные способности
Что бы определить готовность ребенка к школе, сначала родителям надо ответить на несколько вопросов.
-
Владеет ли ребенок основными понятиями (правый — левый, большой — маленький, в — из, твердый - мягкий и т.д.)
-
Сможет ли ребенок классифицировать предметы по принципу: летает - не летает, живое - неживое.
-
Сможет ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум три указания?
-
Сможет ли ребенок назвать почти все гласные и согласные буквы алфавита?
-
Сможет ли ребенок завершить небольшой рассказ? Например:
Что придумал Миша?
В одном доме жил Миша с мамой и папой. В этом же доме жили Мишины друзья: Соня, Ваня и Кирилл. Еще в этом же доме жила старушка, которая рассказывала детям сказки. Ребята очень любили слушать эти сказки. Однажды бабушка сказала: «Заболела я сегодня, едва с постели встала. Надо мне к доктору сходить, а у меня кровать не убрана, посуда не вымыта». Пошла бабушка к доктору, а Миша побежал к друзьям и закричал: «Соня, Ваня, Кирилл! Пойдемте со мной скорее, я что-то придумал! Скоро каждому найдется работа!» (С.Забрамная) Попросите ребенка ответить на следующие вопросы
-
Какую работу придумал Миша?
-
Почему надо было помочь бабушке?
-
Почему бабушка должна была пойти к доктору?
-
Что нужно было сделать у нее дома?
Этот тест пройден успешно, если на первые четыре вопроса вы ответили "да", а на пятый ваш малыш составил рассказ и ответил на вопросы.
Прочие способности
Оценка базового опыта ребенка
-
Приходилось ли малышу сопровождать вас на почту, в аптеку, магазин?
-
Был ли малыш в библиотеке?
-
Приходилось ли ребенку бывать в зоопарке, в музее?
-
Был ли малыш в деревне?
-
Была ли у вас возможность регулярно читать ребенку книги или рассказывать истории?
-
Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?
Оценка речевого развития
-
Может ли ребенок назвать и показать окружающие его предметы?
-
Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?
-
Может ли ребенок объяснить, для чего служат основные вещи: щетка, пылесос, холодильник?
-
В состоянии ли ребенок рассказать историю, описать произошедший ним случай?
-
Четко ли ребенок выговаривает слова?
-
Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики?
-
Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию или участвовать в домашнем спектакле?
Зрительное восприятие, память и различение
-
Способен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) ряд картинок?
-
Понимает ли ребенок, что читают слева направо?
-
Может ли он самостоятельно сложить несложную головоломку (мозаику) из 15 деталей?
-
Может ли ребенок составить рассказ по картинке, уловить главную мысль, проследить основные связи?
-
Может ли ребенок заметить отсутствие одного предмета, если ему показать б игрушек, а затем одну убрать?
-
Легко ли ребенок узнает людей, которых встречает достаточно редко?
-
Может ли ребенок узнать предмет, непохожий на остальные?
-
Может ли ребенок на слух и по изображению различить похожие слова и буквы (например кот — год, з — с)?
Оценка физического развития
-
Хорошо ли ребенок слышит и видит?
-
Может ли он сидеть спокойно в течение некоторого времени?
-
Развита ли у ребенка координация двигательных навыков, может ли он играть и ловить мяч, прыгать, залезать на лестницу, кувыркаться?
-
Выглядит ли ребенок бодрым?
-
Выглядит ли малыш здоровым и отдохнувшим?
Оценка отношения к книгам
-
Возникает ли у ребенка желание посмотреть книжку самостоятельно?
-
Часто ли малыш просит вас почитать ему книжку?
-
Внимательно ли он слушает, когда ему читают вслух?
-
Задает ли ребенок вопросы по содержанию прочитанного?
Социальная зрелость
Методика включает в себя две части. Первая проводится в форме беседы. Ребенку предлагается ответить на вопросы:
-
Можно ли смеяться, когда твой товарищ упал? Почему?
-
Можно ли обижать животных? Почему?
-
Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?
-
Если ты сломал в детском саду игрушку, а воспитательница подумала, что это сделал другой мальчик (девочка), нужно ли сказать, что это ты виноват? Почему?
-
Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?
-
Можно ли драться, когда другой ребенок отобрал у тебя игрушку? Почему?
Во второй части ребенку предлагается закончить несколько ситуаций. Желательно изложить ситуацию своими словами, а не зачитывать. Ребенок может воспринять это не как игровое задание, а как «экзамен». Это может вызвать у него смущение, что значительно осложнит выполнение задания, и ребенку будет трудно продемонстрировать свои истинные представления о способах эффективного общения.
-
Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку. Воспитательница сказала ей: «Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, можешь пойти поиграть или помоги Свете закончить уборку». Маша ответила... Что ответила Маша? Почему?
-
Петя принес в детский сад новую игрушку — самосвал. Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил самосвал у него из рук и стал с ним играть. Тогда Петя... Что сделал Петя? Почему?
-
Катя и Вера играли в «догонялки». Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Тогда Вера... Что сделала Вера? Почему?
-
Таня и Оля играли в дочки-матери. К ним подошел маленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу с вами играть». «Мы тебя не возьмем, ты еще маленький», — ответила Оля. А Таня сказала... Что сказала Таня? Почему?
-
Коля играл в «лошадки». Он бегал по комнате и кричал. В другой комнате мама укладывала спать его маленькую сестренку Свету. Девочка никак не могла заснуть и плакала. Тогда мама подошла к Коле и сказала: «Не шуми, пожалуйста. Света никак не может заснуть». Коля ей ответил... Что ответил Коля? Почему?
-
Таня и Миша рисовали. К ним подошла воспитательница и сказала: «Молодец, Таня! Твой рисунок получился очень хорошим». Миша тоже посмотрел на Танин рисунок и сказал... Что сказал Миша? Почему?
-
Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котенка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша... Что сделал Саша? Почему?
Эмоциональная зрелость
Диагностика психологической готовности к школе
Для успешного обучения в школе ребенок должен достигнуть определенного уровня эмоциональной устойчивости и уметь с помощью волевых усилий регулировать свои действия. Представленные ниже вопросы помогут вам понять, насколько ваш малыш импульсивен или эмоционально уравновешен, способен ли он управлять своими действиями в игре и учении.
Часто ли в течение дня у ребенка бывают спады и подъемы настроения?
Можно ли назвать его характер живым и веселым?
Часто ли ребенку кажется, что он сделал что-то не так?
Может ли он длительное время выполнять работу, не приносящую успеха?
Обидчив ли ваш ребенок?
Смущается ли он при разговоре с незнакомыми людьми?
Бывает ли ребенок так возбужден, что не может усидеть на месте?
Любит ли он мечтать?
Можно ли назвать его раздражительным?
Спокойно ли спит ваш ребенок?
Доводит ли он до конца дело, игру?
Часто ли его терзает чувство вины?
Часто ли ребенок отвлекается во время игры или занятий?
Испытывает ли он страх, оставаясь один дома?
Долго ли ребенок переживает после случившегося конфликта?
Быстро ли ему надоедает однообразная работа?
Самостоятельно ли он преодолевает затруднения в работе?
Часто ли ребенок дуется?
Можно ли назвать его нервным?
Беспокоят ли его боли без всякой причины?
Легко ли его задеть, покритиковав за что-нибудь?
Теряет ли ребенок сон из-за травмирующих событий или тревожных мыслей?
Бывают ли у него тики, непреднамеренные движения в эмоционально значимых ситуациях?
Проявляет ли ребенок чрезмерно бурные эмоции с плачем, неподчинением, когда его ожидания не сбываются?
Часто ли он не успевает выполнить работу (задание) в срок?
Застенчив ли он в присутствии старших?
Отчаивается ли он при неудачах в игре и разрушает сделанное?
Склонен ли он вести себя так же со взрослыми?
Часто ли ребенок вступает в конфликты, потасовки со сверстниками?
При анализе результатов, полученных по этой методике, важно выяснить, насколько полное и правильное представление имеет ребенок о способах эффективного общения и поведения. Если они недостаточны, то вам следует обратить особое внимание на информированность ребенка о том, как правильно вести себя при общении с другими детьми и взрослыми. Необходимо не только рассказать ребенку о том, как надо поступать, но и «отрепетировать» усвоенные им способы поведения. Однако даже если ребенок достаточно информирован о способах и навыках эффективного общения, это не означает, что он успешно применяет эти навыки при реальном взаимодействии. Возможно, ребенок знает, как надо общаться, но, в силу некоторых обстоятельств (его застенчивость, тревожность, агрессивность и т. п.), не использует эти навыки в общении и игре. Получить более подробную информацию о тех способах общения, которые реально использует ребенок, и о тех проблемах, которые у него имеются, вы можете, понаблюдав за тем, как ваш малыш играет с другими детьми.
Если после прохождения тестов вы выяснили, что ваш ребенок еще не очень готов к обучению в школе, то начните заниматься по выявленным проблемам. Для развития мышления и речи используйте специальные игры. Если выявили недостаточный запас знаний, то расширяйте кругозор малыша, водите его на экскурсии в музеи, просите рассказать о том, что он видел на прогулке. Старайтесь больше читать ребенку сказки и рассказы. Если проблемы с пересказом, то вам следует обратить внимание на пересказики.
Для развития образного мышления рисуйте, лепите, вырезайте из бумаги. Мелкая моторика - это застегивание пуговиц, собирание конструктора лего, пальчиковые игры и рисование, этому тоже надо уделять внимание.
Для развития координации играйте с ребенком в подвижные игры, делайте зарядку, танцуйте вместе с ним.
Старайтесь не натаскивать ребенка на тесты, а развивать его гармонично, ведь ему предстоит трудное испытание школой.
Как только ребенок достигает шестилетнего возраста, мамы и папы начинают мучиться вопросом, готов ли наш ребенок к обучению в школе, можно ли отдать шестилетнего малыша во взрослую школьную жизнь или стоит оставить ребенка еще на год в детском саду?
Чтобы ребенок мог без особых проблем учиться в школе, он должен обладать определенными интеллектуальными, эмоциональными и социальными навыками.
В интеллектуальной сфере это умение управлять своими действиями и регулировать их, выделять существенные признаки предметов и устанавливать причинно-следственные связи между ними. У него должна быть развита мелкая моторика и двигательная координация.
В эмоциональной сфере это прежде всего умение управлять своими эмоциями, и желание учиться.
В социальной сфере это потребность и умение общаться с детьми, умение подчиняться определенным правилам.
Мы предлагаем вам специальные тесты, с помощью которых вы не только сможете определить готовность ребенка к школе, но и выявить проблемы, на которые надо будет обратить внимание при дальнейшей подготовке к школе.
При проведении тестов придерживайтесь следующих рекомендаций:
-
проводите тесты когда ребенок спокоен и расположен к занятиям,
-
не показывайте ребенку что вы его оцениваете,
-
ни в коем случае не ругайте его за неверные ответы,
-
не заучивайте с малышом правильные ответы, а старайтесь все объяснить
Ну а теперь сами тесты на готовность ребенка к школе:
Познавательные способности
Что бы определить готовность ребенка к школе, сначала родителям надо ответить на несколько вопросов.
-
Владеет ли ребенок основными понятиями (правый — левый, большой — маленький, в — из, твердый - мягкий и т.д.)
-
Сможет ли ребенок классифицировать предметы по принципу: летает - не летает, живое - неживое.
-
Сможет ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум три указания?
-
Сможет ли ребенок назвать почти все гласные и согласные буквы алфавита?
-
Сможет ли ребенок завершить небольшой рассказ? Например:
Что придумал Миша?
В одном доме жил Миша с мамой и папой. В этом же доме жили Мишины друзья: Соня, Ваня и Кирилл. Еще в этом же доме жила старушка, которая рассказывала детям сказки. Ребята очень любили слушать эти сказки. Однажды бабушка сказала: «Заболела я сегодня, едва с постели встала. Надо мне к доктору сходить, а у меня кровать не убрана, посуда не вымыта». Пошла бабушка к доктору, а Миша побежал к друзьям и закричал: «Соня, Ваня, Кирилл! Пойдемте со мной скорее, я что-то придумал! Скоро каждому найдется работа!» (С.Забрамная) Попросите ребенка ответить на следующие вопросы
-
Какую работу придумал Миша?
-
Почему надо было помочь бабушке?
-
Почему бабушка должна была пойти к доктору?
-
Что нужно было сделать у нее дома?
Этот тест пройден успешно, если на первые четыре вопроса вы ответили "да", а на пятый ваш малыш составил рассказ и ответил на вопросы.
Прочие способности
Оценка базового опыта ребенка
-
Приходилось ли малышу сопровождать вас на почту, в аптеку, магазин?
-
Был ли малыш в библиотеке?
-
Приходилось ли ребенку бывать в зоопарке, в музее?
-
Был ли малыш в деревне?
-
Была ли у вас возможность регулярно читать ребенку книги или рассказывать истории?
-
Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?
Оценка речевого развития
-
Может ли ребенок назвать и показать окружающие его предметы?
-
Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?
-
Может ли ребенок объяснить, для чего служат основные вещи: щетка, пылесос, холодильник?
-
В состоянии ли ребенок рассказать историю, описать произошедший ним случай?
-
Четко ли ребенок выговаривает слова?
-
Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики?
-
Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию или участвовать в домашнем спектакле?
Зрительное восприятие, память и различение
-
Способен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) ряд картинок?
-
Понимает ли ребенок, что читают слева направо?
-
Может ли он самостоятельно сложить несложную головоломку (мозаику) из 15 деталей?
-
Может ли ребенок составить рассказ по картинке, уловить главную мысль, проследить основные связи?
-
Может ли ребенок заметить отсутствие одного предмета, если ему показать б игрушек, а затем одну убрать?
-
Легко ли ребенок узнает людей, которых встречает достаточно редко?
-
Может ли ребенок узнать предмет, непохожий на остальные?
-
Может ли ребенок на слух и по изображению различить похожие слова и буквы (например кот — год, з — с)?
Оценка физического развития
-
Хорошо ли ребенок слышит и видит?
-
Может ли он сидеть спокойно в течение некоторого времени?
-
Развита ли у ребенка координация двигательных навыков, может ли он играть и ловить мяч, прыгать, залезать на лестницу, кувыркаться?
-
Выглядит ли ребенок бодрым?
-
Выглядит ли малыш здоровым и отдохнувшим?
Оценка отношения к книгам
-
Возникает ли у ребенка желание посмотреть книжку самостоятельно?
-
Часто ли малыш просит вас почитать ему книжку?
-
Внимательно ли он слушает, когда ему читают вслух?
-
Задает ли ребенок вопросы по содержанию прочитанного?
Социальная зрелость
Методика включает в себя две части. Первая проводится в форме беседы. Ребенку предлагается ответить на вопросы:
-
Можно ли смеяться, когда твой товарищ упал? Почему?
-
Можно ли обижать животных? Почему?
-
Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?
-
Если ты сломал в детском саду игрушку, а воспитательница подумала, что это сделал другой мальчик (девочка), нужно ли сказать, что это ты виноват? Почему?
-
Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?
-
Можно ли драться, когда другой ребенок отобрал у тебя игрушку? Почему?
Во второй части ребенку предлагается закончить несколько ситуаций. Желательно изложить ситуацию своими словами, а не зачитывать. Ребенок может воспринять это не как игровое задание, а как «экзамен». Это может вызвать у него смущение, что значительно осложнит выполнение задания, и ребенку будет трудно продемонстрировать свои истинные представления о способах эффективного общения.
-
Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку. Воспитательница сказала ей: «Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, можешь пойти поиграть или помоги Свете закончить уборку». Маша ответила... Что ответила Маша? Почему?
-
Петя принес в детский сад новую игрушку — самосвал. Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил самосвал у него из рук и стал с ним играть. Тогда Петя... Что сделал Петя? Почему?
-
Катя и Вера играли в «догонялки». Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Тогда Вера... Что сделала Вера? Почему?
-
Таня и Оля играли в дочки-матери. К ним подошел маленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу с вами играть». «Мы тебя не возьмем, ты еще маленький», — ответила Оля. А Таня сказала... Что сказала Таня? Почему?
-
Коля играл в «лошадки». Он бегал по комнате и кричал. В другой комнате мама укладывала спать его маленькую сестренку Свету. Девочка никак не могла заснуть и плакала. Тогда мама подошла к Коле и сказала: «Не шуми, пожалуйста. Света никак не может заснуть». Коля ей ответил... Что ответил Коля? Почему?
-
Таня и Миша рисовали. К ним подошла воспитательница и сказала: «Молодец, Таня! Твой рисунок получился очень хорошим». Миша тоже посмотрел на Танин рисунок и сказал... Что сказал Миша? Почему?
-
Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котенка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша... Что сделал Саша? Почему?