Цель площадки: введение новых образовательных и управленческих практик, апробация их, в соответствии с введением обновлёнными ФГОС НОО и ООО.
Задачи:
- освоить новые образовательные и управленческие практики в связи с введением обновлёнными ФГОС НОО и ООО;
- определить педагогические и административные дефициты при реализации ФГОС НОО и ООО.
При переходе на обновленный ФГОС изменилась деятельность учителя и управленца. Для успешной работы в условиях реализации обновленного стандарта была создана муниципальная площадка на базе МБОУ «Иланская СОШ № 2».
Провели анкетирование среди педагогов и заместителей директоров по учебно-воспитательной работе и проанализировав результаты выстроили вектор деятельности:
- Работа с документацией, включающая перечень и анализ необходимых документов для перехода на обновленный ФГОС; шесть локальных актов, в которые внесены изменения, в связи с введением обновленных ФГОС НОО и ООО.
- Структура урока для достижения поставленных целей согласно обновленных ФГОС.
- Единая карта для анализа урока, учитывающая критерии обновленных ФГОС.
- Возможность обмена среди педагогов района приемами работы, используемыми на различных этапах урока по обновлённым ФГОС НОО и ООО.
Заседания муниципальной базовой площадки проводились на протяжении всего 2022-23 учебного года. В рамках рабочих встреч рассмотрели вопрос о требованиях к современному уроку и его оцениванию. Учителя, преподающие в четвертых классах школ города и района, и заместители директоров по УВР, взаимодействуя друг с другом в группах, составили макет «идеального» урока по обновленным ФГОС и критерии для анализа такого урока.
Карта оценки урока в соответствии с ФГОС-2022
0-50% - неудовлетворительный урок (традиционный)
51-75% - удовлетворительный урок (базовый уровень)
76-100% - высокоэффективный урок
Этап |
Критерий |
Балл |
1. Мотивационный этап (позитивно-взрывное, эмоциональное начало урока) (до 1-3 мин.) |
Мотивация присутствует - 1 Применены активные, деятельностные, эмоциональные способы мотивации способы мотивации - 2 |
|
2. Актуализация знаний => создание проблемной ситуации (до 3-5 мин.) |
Входная диагностика (без выхода на проблему) - 1 Входная диагностика знаний (актуальных массовых дефицитов) для выхода на проблему - 2 |
|
3. Гипотеза => целеполагание (не более 1 мин.) |
Цель измеримая - 1 |
|
4. Составление плана (шагов) действий обучающимися для себя (не более 5 мин.) Критерии оценивания |
План есть, но не конкретный - 1 Выстроены шаги для достижения цели, решения проблемы для каждого обучающегося - 2 Ясны критерии для получения оценки - 1 |
|
5. Способы решения (формы, способы работы) поставленных задач (до 2-5 мин.) |
Формы работы соответствуют плану работы и теме - 1 Формы работы соответствуют плану, теме и возрасту обучающихся - 2 |
|
6. Активная деятельность по решению проблемы (до 20 мин.) |
Происходит активная деятельность всех обучающихся, но есть необоснованное отклонение от плана - 1 Активная деятельность всех обучающихся происходит в соответствии с планом работы, способами, формами - 2 Активная деятельность способствует формированию и развитию ФГ - 3 |
|
7. Промежуточная коррекция достигнутого (до 2-3 мин.) |
Коррекция присутствует - 1 Продуктивная, адресная коррекция - 2 |
|
8. Завершение работы, представление результата (до 5-7 мин) |
Форы представления результата оправданы для данного урока - 1 |
|
9. Оценка/самооценка (до 1-2 мин.) |
Присутствует - 1 |
|
10. Качественная рефлексия (до 2-5 мин.) |
Качественная рефлексия, дети отмечают свои дефициты и достижения - 1 |
|
11. Дифференцированное д/з (до 1 мин.) |
Присутствует - 1 |
|
12. Воспитательный потенциал урока |
Присутствует - 1 |
|
13. Техническое обеспечение |
Используется частично - 1 Используется активно учителем - 2 Используется активно учителем и обучающимися - 3* |
|
14. ЦОС |
Базовый уровень - 1 Продвинутый уровень - 2 |
|
15. Здоровьесбережение |
За каждый пункт - 1 б.: Чередование видов деятельности - 1 Динамические паузы - 1 Виды деятельности с учетом возрастных, индивидуальных психологических особенностей обучающихся - 1 |
*- данный критерий не обязателен на всех занятиях, только в зависимости от учебного материала.
Используя разработанный инструментарий, педагоги района представляли свои приемы по любому из этапов урока в виде «Панорамы приемов».
- В «Панораме» приемов приняло участие 18 учителей района
- На каждый этап были представлены 3-4 приема
- Без внимания остались этапы: составления плана и промежуточная коррекция достигнутого результата
В текущем учебном году, по просьбам заместителей директоров по УВР, работа площадки продолжилась и построена под девизом: «К новому качеству образования: изменения в образовательных стандартах».
Рассматриваемые вопросы в 2023-24 учебном году:
- предметные результаты на уровнях НОО и ООО в рамках реализации ФОП и преемственности между начальным общим и основным общим образованием;
- личностные результаты ФОП НОО и ФОП ООО, в том числе и попредметно;
- реализация системно-деятельностного подхода в урочной и внеурочной деятельности по достижению образовательных результатов;
- проведение «Панорамы мастер-классов» по учёту педагогами преемственности в преподавании русского языка, математики, предметов естественнонаучного цикла и технологии.
Уникальность данной площадки:
- Целевая аудитория смешанная – администрация и педагоги двух уровней образования НОО и ООО.
- Актуальная тематика – план «подвижный», меняется под запросы участников.
Перспективы развития муниципальной базовой площадки «Сопровождение введения обновленных ФГОС НОО и ООО» на 2024-25 учебный год: включить в работу педагогов СОО.